?

Log in

No account? Create an account

От Сокольников до Парка на метро.

« previous entry | next entry »
Nov. 11th, 2009 | 03:50 pm

Знаю, что многие с удовольствием разглядывали фотографии, планы и схемы первых 13 станций московского метро. Сегодня я завершаю эту серию. В качестве иллюстраций тут собраны плакаты-агитки, старые фотографии, которые показывают как важна была для москвичей эта первая очередь метро.
Ну, а в качестве текстового наполнения предлагаю вам произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанное в 1935 году, с простым, но очень говорящим названием "М"





"М"

В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, – спустятся в метро.

Они увидят распределительные вестибюли – блестящие фойе метрополитена, со стеклянными кассами, широкие, превосходно освещенные коридоры и неожиданно громадные сияющие залы подземных станций.



«Станция» – здесь слишком скромное слово. Это – вокзалы. Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветные кафели.

Вокзалы открываются необыкновенно эффектно – сверху, с высоты виадуков, откуда по широким лестницам вправо и влево спускаются на перрон пассажиры.

Да и «перрон» здесь – слово, определяющее лишь назначение места, где люди садятся в поезд. Внешность его совсем не перронная. Это скорее дворцовая зала. Высота, чистота, блеск нежно-серых, или розоватых, или красных с прожилками колонн, ровный молочный свет строгих люстр, полированные стены.

И в этом зале стоит поезд, верхняя половина которого цвета слоновой кости, а низ – светло-оливковый. Вагоны московского метро не имеют классов. Все они одного класса – высшего. Тут нет ни славословия, ни излишней очеркистской восторженности. Просто небольшой факт из жизни.



Как же будут вести себя здесь наши старые знакомые, многоопытные москвичи, жертвы трамвая и своего собственного темперамента?

Возможно, что на поверхности земли, где-нибудь на трамвайной остановке, они еще некоторое время останутся верны себе, будут по-прежнему ссориться и попрекать друг друга мягкой шляпой. Но даже и тут пойдут новые веяния: – Тоже шляпу надел. Тебе бы в метро ездить!

Под землей же, несомненно, восторжествуют мягкость нравов, необыкновенная вежливость и даже радушие. – Не толкнул ли я вас локтем, бабуся? – Нет, нет, голубчик! Ведь ваш локоть от меня на целый метр... – Ну, все равно. Извините, бабуся. – Пожалуйста, пожалуйста. Могу и извинить, если вам это доставит удовольствие. – Очень, очень рад. – Да уж и я как счастлива. Ужасно приятно было познакомиться с таким милым молодым человеком.



И, посылая друг другу воздушные поцелуи, они расстанутся. Бабуся сойдет в «Охотном ряду», а милый юноша поедет (ну, куда?) – конечно в «Ленинскую библиотеку».

И люди не только не будут набрасываться на соседа в очках с криком: «А еще очки надел», – а с лучезарной улыбкой будут говорить: – Ах, какие у вас очки прелестные! Чудная оправа! Под черепаху? Очень, очень красиво. Поздравляю вас с такими очками. Простите за беспокойство.

А места будут уступать не только инвалидам, матерям с детьми до четырех лет, женщинам, предъявившим удостоверение о беременности. Будут уступать даже старухам. Да что там старухам! – Садитесь, пожалуйста! – Что вы, что вы. Спасибо. – Нет уж, пожалуйста. – Сидите, сидите. – Ну, умоляю вас! – Могу и постоять. В конце концов я мужчина. – Мужчина-то мужчина, но возраст! Вы старше. – Какой уж там такой особенный возраст. Мне и всего-то двадцать девять лет. – А мне двадцать семь. Ага! Попались. На два годика меньше. Теперь вам не отвертеться, извольте сесть.



Шутки шутками, а очень многим взрослым людям метро поможет ликвидировать свою культурную неграмотность.

Может быть, пока строили метрополитен, у кого-нибудь и скребло на душе: – «Лучший в мире», а он вдруг окажется не лучший в мире. Не так это просто сделать лучше, чем в Лондоне, в Париже или Берлине.

Но ошибки не произошло.

Московский метрополитен оказался лучше, неизмеримо лучше.





Ведь даже самому богатому и либеральному акционерному обществу не придет в голову окружить пассажира такими удобствами и великолепием, как это сделано сейчас в Москве. Ибо не столько о пассажире помышляет акционерное общество, сколько о получении дивидендов, прибыли. Вот и превратились метро в мрачные, пронизанные погребной и прачечной сыростью туннели для высасывания пенсов, сантимов и пфеннигов.

Обыкновенный рабочий или служащий человек проводит в метро ежедневно часа два (на работу, с работы, на обед, с обеда, куда-нибудь вечером). И эти два часа пребывания в казематах заграничных метро ложатся печальным добавлением к тяжелому рабочему дню.

Если первая стройка первой пятилетки – Турксиб – была предприятием социалистическим только по своему содержанию, то московский метрополитен – великое предприятие второй пятилетки, уже является социалистическим и по форме, и по выполнению.



И те часы, которые москвич проведет под землей, не будут ему в тягость.

Представьте себе, под землей – хорошо, красиво, даже уютно. Не знаем, как будет лет через пять, когда Москва перестроится заново, но сейчас после подземных улиц и площадей на московских площадях и улицах кажется и не очень уж светло, и не так уж чисто, и сыровато, и шумновато.

Так что придется подтянуться, товарищи на поверхности!






Сокольники
Красносельская
Комсомольская
Красные ворота
Кировская (Чистые пруды)
Дзержинская(Лубянка)
Охотный ряд
Библиотека им. Ленина
Дворец Советов (Кропоткинская)
Парк Культуры


Коминтерн (Александровский сад)
Арбатская
Смоленская

Link | Leave a comment | Share

Comments {25}

Лобготт Пипзам

(no subject)

from: lobgott
date: Nov. 11th, 2009 02:37 pm (UTC)
Link

А что на предпоследней картинке?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 02:50 pm (UTC)
Link

Строительство московского метро. Лубянская площадь
Вид в сторону Мясницкой улицы. Автор фотографии Аркадий Шайхет.

Кстати, мне известна так же информация относительно снимка с демонстрантами с буквой М. Фотограф Родченко, фотография 1932 года. Демонстрация на Мясницкой

Reply | Parent | Thread

Лобготт Пипзам

(no subject)

from: lobgott
date: Nov. 11th, 2009 02:54 pm (UTC)
Link

Ясно. Тогда Вам стих:

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 02:57 pm (UTC)
Link

Замечательно!!!

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

Михаил Коробко

(no subject)

from: lugerovski
date: Nov. 11th, 2009 02:49 pm (UTC)
Link

"Чтоб слонце улыбалось бетону-кирпичу и Лазарь Каганович нас хлопал по плечу!"

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 02:50 pm (UTC)
Link

народное творчество?
или и такая агитка была?

:)

Reply | Parent | Thread

Михаил Коробко

(no subject)

from: lugerovski
date: Nov. 11th, 2009 02:51 pm (UTC)
Link

это гимн метростроевцев!

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 02:53 pm (UTC)
Link

ого!

даже нашла в сети мп3.
сейчас послушаем!

Reply | Parent | Thread

Михаил Коробко

(no subject)

from: lugerovski
date: Nov. 11th, 2009 03:04 pm (UTC)
Link

мп3 неьочень по качесву, но песня забавная

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

впечатляет :)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 02:58 pm (UTC)
Link

сохраню тут у себя текстик в комментах

Песня о метро
Музыка: П. Ипполитов. Слова: Н. Берендгоф 1936

Мы верили мы знали, что роя котлован,
Мы твой, товарищ Сталин, осуществляем план.
Лопатами вгрызались мы в твёрдый пласт земли,
Огни нам улыбались и радугой цвели.

Мы спорили с природой, мы верили в успех,
И в грохоте лебедок бежал бодрящий смех.
Была вода по горло, хватала девять лет
И снился город новый, как памятник побед.

........наша воля кричал отряд/асфальт во мгле.
Мы строим под землею, мы строим на земле.
Опишут для столетий да не одно перо
А после скажут детям, как бились за метро.

Работал перфоратор, дрожал подземный мир,
Пел песню по-казахски бетонщик-бригадир.
Нам Сталин раскрывает счастливый наш удел.
Стоит холодный мрамор величьем наших дел.

Там солнце улыбалось бетону кирпичу,
И Лазарь Каганович нас хлопал по плечу
Рубя пласты киркою, кричал "огонь!" абрек
Мы строим под землею,чтоб верить на земле!

Reply | Parent | Thread

Какойтоморальныйурод

(no subject)

from: snork_emz
date: Nov. 11th, 2009 03:43 pm (UTC)
Link

а про 2-ю очередь будет серия?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 03:54 pm (UTC)
Link

эти фото-материалы нашлись в моих "закромах" абсолютно случайно.
там была только первая очередь...

Про вторую, увы, практически ничего и нет...

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Nov. 11th, 2009 04:07 pm (UTC)
Link

Не будет. Все фотографии взяты целиком отсюда http://www.nd.ru/catalog/products/sovietmoscowempire/ - а там этого нет :)

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 04:09 pm (UTC)
Link

о! Спасибо!!!!

У меня была просто болванка с фотографиями, теперь я знаю откуда они!!!

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 04:28 pm (UTC)
Link

и, кстати, в этих постах есть несколько фотографий из альбома, хранящегося у меня дома


а так же сайта oldmos.ru

но большинство фотографий, видимо, действительно именно с этого диска. Правда у меня нет "обложки", а просто на болванке фотографии разложенные в 6 папок с вордовскими файлами, в которых описание и тексты о Москве. Песен, кстати, на моем диске нет

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

посмотрела

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 04:45 pm (UTC)
Link

Вы знаете, кое какие материалы по второй очереди оказывается есть. Например большая статья из журнала "Строительство Москвы" с иллюстрациями, есть несколько проектов и фотографий Так что возможно, будет и продолжение :)

Reply | Parent | Thread

Какойтоморальныйурод

Re: посмотрела

from: snork_emz
date: Nov. 11th, 2009 07:07 pm (UTC)
Link

ждём)

Reply | Parent | Thread

тройной сферический лис в вакууме

(no subject)

from: kostez
date: Nov. 11th, 2009 04:47 pm (UTC)
Link

а можно тебя попросить дублировать эту серию постов в ru_metro?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 11th, 2009 04:55 pm (UTC)
Link

я думаю можно, тем более, что и основной источник фото нашелся (опознан благодаря анониму)... :)
---
все 14 постов? может сделать один - с ссылками?

Reply | Parent | Thread

тройной сферический лис в вакууме

(no subject)

from: kostez
date: Nov. 12th, 2009 05:35 pm (UTC)
Link

сделай пока один со ссылками, там же можно спросить - интересно ли вам дальше продолжать, но уже в сообществе? пусть голосуют)

Reply | Parent | Thread

Mister Х

Не помню говорил я ?

from: m_i_s_t_e_r_x_1
date: Nov. 11th, 2009 09:57 pm (UTC)
Link

Строительство метро было сопряжено не только тредностями под землёй, но и на верху, поскольку в городе началась эпидемия.

Это я бы сказал один из самых трагических и закрытых эпизодов в истории Москвы.

Reply | Thread

UltraC

(no subject)

from: ultrac
date: Nov. 11th, 2009 10:35 pm (UTC)
Link

Большое вам спасибо за этот "метросериал")

Reply | Thread

ljournalist_bot

(no subject)

from: ljournalist_bot
date: Nov. 12th, 2009 08:45 am (UTC)
Link

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalistа.

Reply | Thread

Леша

from: anonymous
date: Nov. 13th, 2009 02:15 pm (UTC)
Link

Хронологическая Карта Московского Метрополтитена:
http://www.goncharov.fatal.ru/goncharov.tut.ru_mos_metro_chronological_2009.gif

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

Re: Леша

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2009 10:47 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread