You are viewing cocomera

Николаевская железная дорога. Часть 3. Бологое-Волхов

« previous entry | next entry »
Mar. 5th, 2011 | 11:40 am

Москва-Тверь
Тверь-Бологое

По мне так это самая интересная часть пути. Уж так получилось, что обычно, когда я еду на поезде по этому участку Николаевской (теперь уже давно Октябрьской)железной дороги, то обычно уже (или еще) сплю. А между тем с этой частью пути связанны, пожалуй, самые интересные мифы о дороге!

Итак, продолжаем наше путешествие.




1. В окрестностях Бологого


2. Станция Березайка


3. В окрестностях дороги


4. Станция Угловка


5. Станция Окуловка


Так как дорога строилась по прямому варианту и пересекала множество рек и оврагов, на ней возвели 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов.

6. Мост Николаевской железной дороги


7. Веребьенский мост


Если приглядеться, то становится понятным, что именно этот мост изображен на барельефе, который находится на памятнике Николаю I, что стоит в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади (см. титульную картинку поста). Это поистине грандиозное сооружение - мост протяженностью 590 м с высотой опор 53 м. Проектировал мост Д.И. Журавский.

Не удивительно, что именно с этим мостом связано несколько баек.
Например, говорят, что сцена изображенная на барельефе памятника происходила на самом деле: т.е. вся уважаемая комиссия во главе с императором, принимавшая дорогу, отчего-то сошла с поезда у этого моста и долго и пристально его разглядывала, мол Николай, едучи первым поездом, испугался веребьинского перехода, и состав провели по мосту без государя.

Но есть и другая версия:когда Николай принимал дорогу, на этом грандиозном мосту случился казус. Поезд, ведомый американской бригадой, взял и забуксовал! Оказалось, рельсы были ржавые, и мастер, желая выслужиться перед государем, за несколько часов до прохода состава покрасил их не только с боков, но и сверху. Вот и пришлось высокой комиссии с поезда сойти, пока под колеса песок не насыпали и общими усилиями состав покатили дальше.

8. Станция Веребье


9. Мстинский мост


Мстинский мост так же представлял собой, как и Веребьинский, сочетание моста и эстакады. Сей мост проектировал С.Ф. Крутиков.

С этими местами связана еще одна интересная легенда: император лично давал указание, как и где проложить дорогу: Николай приложил к карте линейку и провёл линию. После Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

В действительности, конечно все было не так - шли по прямой, потому что топографию будущей трассы не знали.Использовали петровскую еще просеку-«першпективу». И если не брать во внимание некоторые кривые большого радиуса, имеющиеся на дороге и поныне, а также кривые меньшего радиуса в горловинах станций, реконструированные под скоростное движение, изначально дорога была построена прямой. В месте упомянутого изгиба — в районе станции Веребье — линия также была абсолютно прямой, что, при имеющемся в этом месте перепаде профиля, затрудняло движение составов с паровозами имевшими не очень большое тяговое усилие. Для прохода подъёма приходилось прицеплять дополнительный локомотив, либо расцеплять состав на две части. Ради преодоления неудобств (через несколько лет после открытия дороги!) и был создан «изгиб» — Веребьинский обход со ст. Оксочи, продольный профиль пути стал благоприятнее.

10. Пояснительная схема к легенде :)
43.63 КБ

11. Станция Бурга


12. Церковь около Николаевской дороги. (вот местоположение сей церкви мне определить не удалось, только приблизительно: где-то между станциями Бурга и Волхово)


13. Станция Волхов (теперешнее название станции "Волхов мост")


Передохнем, и уж завтра "доберемся" до Санкт-Петербурга.

Фотографии из альбома "Николаевская железная дорога", выпущенного в 1860-е. Из оцифрованных архивов Central University Libraries, Southern Methodist University

Link | Leave a comment | Add to Memories | Share

Comments {16}

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Mar. 5th, 2011 12:01 pm (UTC)
Link

Эх, а какая легенда была с пальцем!!!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

а говорила, что уедешь :))

from: cocomera
date: Mar. 5th, 2011 12:03 pm (UTC)
Link

Ну, не удивительно. Мне кажется такие масштабные мероприятия/стройки всегда обрастают легендами и мифами :)

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

Re: а говорила, что уедешь :))

from: il_ducess
date: Mar. 5th, 2011 12:07 pm (UTC)
Link

Я вечером уезжаю:)

Reply | Parent | Thread

babs71

(no subject)

from: babs71
date: Mar. 8th, 2011 08:40 pm (UTC)
Link

С шириной дороги еще лучше. ;-)

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Mar. 8th, 2011 08:44 pm (UTC)
Link

да, эту легенду мне в след. части в комментах рассказали :))

Reply | Parent | Thread

Сергей

(no subject)

from: 22sobaki
date: Mar. 5th, 2011 01:50 pm (UTC)
Link

У меня два вопроса:
- что за мост на 6-м снимке?
- сохранилась ли старая прямая дорога в Веребье?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Mar. 5th, 2011 03:56 pm (UTC)
Link

Я предполагаю, что это мост над одним из озер между станциями Окуловка и Заозерье, но точно мне определить не удалось.

По поводу Веребье: я тут так до конца и не разобралась - хотя момент очень интересный.

понятно, что Википедия - это тот еще источник, но там написано следующее: . Ради преодоления неудобств и был создан «изгиб» — Веребьинский обход со ст. Оксочи, продольный профиль пути стал благоприятнее. Через много десятилетий после того, как необходимость в таком обходе отпала, Веребьинский обход был демонтирован, станция Оксочи — закрыта, а линия вновь стала прямой

Кстати, и схема Октябрьской ж.д. там приведена БЕЗ станций Оксочи и Веребье

На официальном сайте Октябрьской железной дороги опубликована вот такая схема http://www.blog.tvorus.com/wp-content/uploads/2011/02/The-scheme-of-the-October-railway.jpg

С другой стороны я нашла интересную статью в старом "Вокруг света" (откуда схема № 10 в посте собственно) Об этакой мини-экспедиции в те места и они, насколько я могла понять из материала, изучали именно останки той прямой ветки, т.е. ее на момент выхода журнала (1995г). вот эта статья: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1226/


В общем-то, если смотреть на Яндекс-картах, например, то в этом районе все еще функционирует именно "палец" и Оксочи, которые в статье на вики упоминаются, как разобранные, обозначены вполне себе как действующие:


А вот если взглянуть на вид со спутника, то прямая очень хорошо видна, она едва ли не шире, чем обозначенная на картах кривая:


В общем загадки :) Есть у меня дежурная версия, что прямую действительно восстановили перед тем как пустить Сапсаны.

Да и для обычных поездов, думаю, надобности в этой петле теперь нет - тяги хватает...

Я в след. выходные еду в Питер и очень надеюсь не проспать этот отрезок пути, а так же посетить в Питере "Музей Октябрьской ж.д." ;) Буду выяснять

Reply | Parent | Thread

Сергей

(no subject)

from: 22sobaki
date: Mar. 5th, 2011 09:06 pm (UTC)
Link

Спасибо большое!
Пишут (и показывают), что "палец" действительно ликвидировали в 2001 году: http://af1461.livejournal.com/212024.html

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Mar. 5th, 2011 10:47 pm (UTC)
Link

спасибо за ссылку
мне так хочется увидеть это САМОЙ.

очень (неожиданно для меня) сия тема интересная вышла!

Reply | Parent | Thread

agmt

(no subject)

from: agmt
date: May. 12th, 2011 07:52 pm (UTC)
Link

Фотографии весьма захватывающи, спасибо!=)
А так, мы с друзьями поедем в это вск погулять по старому участку(от 204км до 190, 19км в хорошую погоду за 6 часов пройти вполне). Стартуем в 7:13 с мосбана.

Reply | Parent | Thread

Галина Радковна, Болгарская Роза-Мимоза.

(no subject)

from: zina_korzina
date: Mar. 8th, 2011 06:00 pm (UTC)
Link

Ах спасибо! Шикарно!

Reply | Parent | Thread

babs71

(no subject)

from: babs71
date: Mar. 8th, 2011 08:39 pm (UTC)
Link

Кстати, "палец императора" не так давно спрямили.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Mar. 8th, 2011 08:45 pm (UTC)
Link

ага-ага

как пишут выше в комментах в 2001. А на Яндекс-картах (на схеме) он все еще существует)

Reply | Parent | Thread

Мадикен

(no subject)

from: madiken_old
date: Mar. 9th, 2011 12:06 pm (UTC)
Link

Станция Березайка, кому надо вылезай ка :) У меня папа так всегда говорил, когда мы на электричке ездили.

Reply | Thread

(no subject)

from: sealpa
date: Mar. 10th, 2011 06:26 pm (UTC)
Link

Местоположнние церкви около Николаевской дороги - Малая Вишера. Меня интересуют фотографии Окуловки и Угловки - какой год на снимках и можно ли получить эти фотки бОльшего размера. Могу также предложить старинные фотографии Окуловки и железной дороги в окрестностях Окуловки.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Mar. 10th, 2011 08:38 pm (UTC)
Link

Все фотографии в этом альбоме датированы 1855-1864 (точного года по конкретной фотографии не указывается)

Что касается размеров: вот ссылки на нужные вам фотографии в архиве
Окуловка и Угловка. Там можно фотографии увеличить в 4 раза, но сохранить их целиком мне, например, не удалось, можно повозиться в фотошопе собирая по частям.

За информацию по церкви - спасибо

Reply | Parent | Thread