?

Log in

No account? Create an account

Дангауэровка

« previous entry | next entry »
Jan. 31st, 2009 | 06:30 pm

Как я уже рассказывала – не так давно попался мне неизвестный доселе топоним «Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка». Поискав в сети информацию об этом месте, я заодно открыла для себя удивительный пласт московской градостроительной архитектуры, который до сего момента абсолютно не привлекал моего внимания. Это 20-30 годы прошлого столетия. То, что было ДО «поглотившего Москву» сталинского ампира. Сейчас, конечно, эти постройки выглядят не совсем привлекательно из-за своего часто плачевного состояния и из-за окруживших их домов, выстроенных совсем в другой стилистике. Но если присмотреться, да вдобавок взглянуть на старые фотографии, можно просто восхититься – какие линии! какая лаконичность форм! какие объемы! какое необычное решение привычных деталей (балконы, карнизы, окна, etc)!

20.03 КБ

Попробую немного рассказать вам об этом месте и показать еще парочку старых фотографий, а так же то, что удалось заснять мне на прошлой неделе.



Сейчас на карте Москвы вы не найдете этого топонима. А раньше: литейный завод Дангауэра и Кайзера, улицы Дангауэровсой слободы, Дангауэровские бани, 4-й (Дангауэровский) автобусный парк, трамвайный разворотный круг с названием «Дангауэровская слобода». Но обо всем по порядку…

Дангауэровская слобода возникла в XIX веке как рабочий посёлок при котельном заводе Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в "Котлоаппарат", а с 1931 года "Компрессор"). Завод этот имеет весьма долгую и славную историю: начавшись со слесарной мастерской, основанной немецким предпринимателем Дангауэром в 1869 году, теперь стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования в нашей стране. Нельзя обойти и тот любопытный факт, что в военные годы именно на этом заводе выпускались пусковые установки "Катюша", и именно за это в 1943 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

307.42 КБ

Чтобы представить себе, как выглядела эта местность до постройки нового микрорайона прочитайте, что писала газета «Правда» в середине двадцатого века о прошлом района: «…У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы , ссыльные прощались с женами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы , ее сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с женами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов.
Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощеных тротуаров. Город тяготился своей ненадежной окраиной. Но обойтись без нее нельзя было. В цехах Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил ее без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке…» Нужно, конечно, сделать скидку на политические реалии времени, когда писалась эта статья, но в общем и целом, думаю, картина не далека от истины.

Старую Дангауэровку перестроили в Москве в числе первых, еще в конце 20-х годы. Здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» — «Новые дома» (проект архитекторов А.Н. Фёдорова, И.Г. Бурова, М.Г. Виссинга, И.И. Комарова и др). А в народе так и осталось - "Дангауэровский посёлок" . Это название было практически официальным вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Дом культуры завода Компрессор
311.28 КБ

Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась и в 1950—70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля, решенного в конструктивистском стиле.
Давайте попробуем разглядеть то, что осталось. Секции жилых домов здесь поставлены строго перпендикулярно, образуя симметричные дворы. В одном из них установлена статуя Ленина, фиксирующая планировочный композиционный центр.

239.01 КБ

Кстати, Ленин здесь весьма интересный. Ильич одет по моде 1930-х годов – на нем френч, у кепки квадратный козырек, а на ногах ботинки с тупыми носами

Также стоит обратить внимание на интересное архитектурное решение угловых частей домов. Срезанные под 45 градусов, они украшены треугольными балконами с сильно выступающими карнизами.

269.04 КБ

365.33 КБ

285.86 КБ

310.73 КБ

270.43 КБ

Любопытны и окна – в большинстве своем имеющие горизонтальную ориентацию и форточки в нижней части окна

279.67 КБ

Вот еще несколько фотографий:




А это "Американский дом"



361.18 КБ

Кстати, неплохо было бы узнать почему дом стал называться «Американским»

Интересно и то, что не смотря на многие прошедшие годы парк сохранил свою планировку: центральное ядро – клумба и лучи – дорожки, разбегающиеся по парку (обратите внимание на последнее старое фото)

А названия… Теперь 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я улица Дангауэровской слободы носят название Кабельных улиц с соответствующей нумерацией, Владимирская дорога стала Шоссе энтузиастов, завод Дангауэра и Кайзера называется «Компрессор», в доме культуры завода нынче мебельный магазин «Шатура», в бывших Дангауэровских банях – магазин «Ткани»…

457.35 КБ

Кстати, теперь мне стало абсолютно понятно название близлежащей платформы Казанской ж.д. дороги - «Новая», которое раньше вызывало только недоумение.

Да, кстати, и о трамвайном круге. Это, конечно совсем другая «история», но упомянуть о ней тоже стоит. Двухпутное разворотное кольцо «Проезд Энтузиастов» располагается в крупном транспортном узле востока Москвы - на шоссе Энтузиастов у станции метро "Авиамоторная" и железнодорожной платформы "Новая". Электрический трамвай впервые появился в этом в 1925 году. Здание трамвайной станции - одно из последних уцелевших сооружений такого рода, построенных по единому проекту в 1944-45 годах. Оно вполне заслуживает статуса памятника архитектуры, но вряд ли когда-либо удостоится его.

364.39 КБ

Если кто задумает там прогуляться - вот вам карта (кликабельна)

1. Кварталы жилых домов (обозначены розовым цветом)
2. Завод "Компрессор"
3. Бывший ДК Завода "Компрессор"
4. Бывшие Дангауэровские бани
5. Трамвайный павильон
6. Памятник Ленину

В качестве послесловия.
Конечно, мне кажется жить в этих домах очень тяжело, совсем они не отвечают требованиям современных жилых помещений. Но! Ведь можно их привести в порядок и использовать как-то по другому - ну как художественные мастерские например. Только все это надо сохранить конечно. Ведь, как было сказано в одной статье: "Конструктивизм – первое и единственное архитектурное течение, пришедшее на Запад из России. И не просто пришедшее, а покорившее и Европу, и Америку. С первой трети прошлого века и до наших дней практически вся архитектура Запада несет в себе его черты. И только у нас с конца тридцатых годов авангард был вытеснен со строительных площадок и если находил себе место в тех или иных объектах, то только как отражение уже западных разработок «на тему» и «по мотивам»."... Я соглашаюсь с этим полностью.

Link | Leave a comment |

Comments {71}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jan. 31st, 2009 04:21 pm (UTC)
Link

ой, для меня все это тоже большое и удивительное открытие последних дней!

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

usolt

(no subject)

from: usolt
date: Jan. 31st, 2009 04:30 pm (UTC)
Link

интересно! похожий уникальный памятник Ленину находится во дворе на Климашкина (напротив ресторана Марио). Оказывается он не один такой =)
Спасибо! буду знать!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jan. 31st, 2009 04:33 pm (UTC)
Link

Там у ДК, прямо на ш. Энтузиастов, есть еще одни памятник Ильичу - он тоже какой-то не такой, но разглядеть я его хорошо не смогла - весь засыпан снегом :)

Reply | Parent | Thread | Expand

Алексей Дедушкин

(no subject)

from: a_dedushkin
date: Jan. 31st, 2009 07:25 pm (UTC)
Link

Спасибо!
Были где-то у меня снимки Дангауэровки 20-х или 30-х гг. Надо поискать.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jan. 31st, 2009 07:26 pm (UTC)
Link

Поищите, если не сложно!

В сети мне немного удалось найти...

Reply | Parent | Thread | Expand

(no subject)

from: ex_ly_chee171
date: Jan. 31st, 2009 08:48 pm (UTC)
Link

У меня тоже конструктивизм вызывает нежность :)

Reply | Thread

ne_zzvezzda

(no subject)

from: ne_zzvezzda
date: Jan. 31st, 2009 10:12 pm (UTC)
Link

Дом культуры завода Копрессор))

Reply | Thread

ne_zzvezzda

(no subject)

from: ne_zzvezzda
date: Jan. 31st, 2009 10:15 pm (UTC)
Link

форточки внизу - это сильно!)

Reply | Parent | Thread | Expand

Olga Fotinich

(no subject)

from: o_fotinich
date: Feb. 1st, 2009 06:32 am (UTC)
Link

ДА, это очень, очень интересно! Совсем ничего из этого района не помню, хотя несколько лет отработала в НИИШПе - это подальше, по ш. Энтузиастов. Вроде помню ДК з-да Компрессор. Что-то и у нас там иногда происходило.
Спасибо!

Reply | Thread

Irene

(no subject)

from: renidens
date: Feb. 1st, 2009 05:13 pm (UTC)
Link

Я очень не люблю район шоссе Энтузиастов, но спасибо тебе за такой интересный пост!!

Reply | Thread

некто Лукас

(no subject)

from: q_w_z
date: Feb. 2nd, 2009 08:02 pm (UTC)
Link

Спасибо, большое
очень интересно, до востока москвы мы ещё не успели дойти на нашей карте на сайте,
и заходите на нашу выставку
http://www.moskonstruct.org/exhibition20090126


Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Feb. 2nd, 2009 08:04 pm (UTC)
Link

рада, что понравилось - будут в ближайшее время еще здесь посты на эту тему.

За приглашение спасибо. Но я уже была :) И собираюсь прийти еще и 9-го, когда будет презентация книги :)

Reply | Parent | Thread | Expand

некто Лукас

(no subject)

from: q_w_z
date: Feb. 23rd, 2009 07:28 pm (UTC)
Link

добрый день,
спасибо за ссылку на ваш материал

если вам интересно, то
я добавил вам роль "исследователь" на нашем сайте, теперь имеет права создавать свои об"екты (ну и писать в собственный блог тут)
по имеющимся уже добавляйте в комментарии, если что есть, потом включим в общий блок. Кое-какие ошибки у нас уже есть, например касательно районов и округов.
С уважением, Николай Васильев

ЗюЫю
с комплексами и поселками мы пока не сделали опцию показа на карти в мелком масштабе так чтобы десяток объектов одного вида не "замусоривали" карту и список, так что если ставим - то ставим пока один дом только, потом расширим.

ЗюЗюЫю
могу я со ссылкой на вас опубликовать ваш текст этот у нас на сайте?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Feb. 23rd, 2009 07:32 pm (UTC)
Link

О! Спасибо!

Конечно публикуйте, тем более с ссылкой :)

Reply | Parent | Thread | Expand

некто Лукас

(no subject)

from: q_w_z
date: Feb. 25th, 2009 07:36 am (UTC)
Link

Американскими их называли т.к. часть была построена для приглашенных специалистов из США, не знаю долго ли они там прожили, ибо потом там кое-где коммуналки стали без всяких мериканцев
(кстати я слышал это не про этот дом, что на фото у сквера, а про те два, что вокруг статуи)

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Feb. 25th, 2009 07:44 am (UTC)
Link

ну, вообщем,я что-то такое и предполагала...

Я читала именно про американский дом (в единственном числе). Впрочем, это был разговор в ЖЖ жителя Дангауэровки еще с кем-то. Там были фотографии и говорилось именно об этом доме... Соответственно на истину в последней инстанции не претендую :)

Reply | Parent | Thread | Expand

sokol_rafinad

(no subject)

from: sokol_rafinad
date: Jun. 5th, 2009 03:30 pm (UTC)
Link

Большое спасибо за интереснейшую информацию: я давно считаю конструктивизм одним из величайших достижений русской архитектуры и ищу его образцы повсюду. Этот район мне особенно дорог, потому что я там родилась (почти, на Электрозаводской), и мой дедушка был главным инженером зовода "Москабель". А бабушка работала детским врачом и ее участком одно время была "Донгауэровка", так что я запомнила это название с детства. Шастая как-то давно в том районе, я видела там явно конструктивистское здание в виде то ли трактора, то ли автобуса. На Дом культуры было не похоже, скорее какой-то производственный корпус. Сейчас, спустя годы, я не могу его найти, но не уверена, что оно не существует, в связи с нехваткой времени попадаю в этот район только случайно.Может быть Вы знаете, что это могло быть?

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jun. 28th, 2009 07:45 am (UTC)
Link

Что-то пропустила я ваш комментарий :) Так что отвечаю с опозданием...
Наверняка вы имеете в виду гараж Госплана. Вот по ссылке мой пост на сей счет :
http://cocomera.livejournal.com/154528.html#cutid1

Reply | Parent | Thread | Expand

tcikuta

(no subject)

from: tcikuta
date: Aug. 3rd, 2009 05:30 pm (UTC)
Link

Потрясающая экскурсия! Спасибо!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Aug. 3rd, 2009 05:36 pm (UTC)
Link

всегда пожалуйста!

заходите еще :)

Reply | Parent | Thread | Expand

А я жила в этих домах....

from: anonymous
date: Feb. 1st, 2010 11:30 am (UTC)
Link

Ой, так приятно было посмотреть - поностальгировать.... Я жила в американских домах, и все мои родные жили там же с момента постройки домов.... Мы еще в детском саду когда были (это конец 70-х) всей группой 22 апреля ходили к памятнику Ленину в моем дворе - цветы возлагать. И в ДК Компрессор на занятия хореографией ходили и в бани Дангауэровские мама нас мыться как-то затащила....

Reply | Thread

www.ljonmap.com

maps.livejournal.com

from: ljonmap
date: Oct. 14th, 2010 06:30 pm (UTC)
Link

Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/55.75192,37.7222733//10249

Reply | Thread

навело на мысль

from: anonymous
date: Dec. 15th, 2010 08:25 pm (UTC)
Link

Готовил для дочки доклад, начал с Вашего поста. А дальше затянуло.

Теперь вокруг смотрю новыми глазами - сколько ж всего интересного. Даже гордость какая-то. Живу в доме 49/1 - а на панорамах это ж главный герой ))

Хочу поделиться тем, что нашел.

Для начала, дом 49 это, конечно не "американский" дом. Американские дома это те, что вокруг Ленина.
Форточки внизу окна врядли атрибут той эпохи. Где-то в районе 50-х (или позже) был капремонт с выселением, поэтому окна вообще не родные (крайне неудобные, форточки очень высокие да еще подоконники широкие - с пола не дотянуться), также как и не родные стенки балконов - изначально они кирпичные (видно на фото), а теперь из пластиковых листочков, прикрученных к армутуре проволокой. Предполагаю, так подстраховались при капремонте от обрушений - облегчили конструкцию, балконы-то висят в воздухе. А перенос форточек был очень популярен в 80-х (может и раньше).

Теперь по-существу.
Изначально Дангауэровка располагалась ближе к заводу, по-нашему, за железной дорогой (станция Новая), там где пр. Энтузиастов. Даже когда новый район был уже построен, на той стороне была Дангауэровская слобода, а по эту сторону Дангуэровская слободка (кусок Авиамоторной ул. от ш. Энтузиастов, потом был период, когда он назывался Центральным проездом). Туда же ходил трамвай 27 и там была его конечная остановка. Похоже, трамвай ходил по другой стороне шоссе и на конечную поворачивал направо к заводу, а не на теперешний круг для разворота. Кстати, на wikimap-ии по Горбатому мосту (над жд веткой к з-ду Серп и Молот, где Сбербанк и налоговая) есть комментарий, что круг был за этим мостом - это ошибка. Круг был где и сейчас за следующим Дангауэровским путепроводом, слева, но разворот там был сделан уже позже, когда пути перенесли на левую сторону шоссе. На тему трамваев в этом районе я обнаружил в сети много дискуссий и много ложных мнений.
Очень важно, что на картах до 1915 года Рязанская жд идет по прямой от Перово до Сортировочной (пересекает шоссе в месте Владимирского путепровода, поворот на Буракова), за Компрессором. Потом карт нет и следующая доступная карта 1925 года показывает параллельную ветку для пассажирского поезда (позже Фрезер и Новая), на которую перенесена Сортировочная платформа. В результате завод Дангауэра (Компрессор) и его бараки оказываются в кармане между двух жд веток. Вопрос: зачем такие затраты - прокладка довольно неоптимальной ветки по новой территории (посмотрите на карту – выглядит странно), перенос Сортировочной, 4(!) новых моста (2 через речки - Нищенку и Синичку, 1 над окружной ЖД и 1 через шоссе)? Это при том, что через шоссе это уже пятый жд мост: курская товарная, ветка к з-ду Серп и молот, владимирский путепровод - теперь только товарная ветка рязанской жд, окружная жд в районе метро ш. Энтузиастов, и вот теперь пятый - дангауэровский. Сделаю предположение из разряда шпионских историй - на другой стороне шоссе в этот же карман попадает бывшая лефортовская Артиллерийская лаборатория, которая потом превращается в объект со странным названием (403 Военный завод – прямо какой-то Access denied). Что там делали/ют, если причина именно в этом?

Reply | Thread