?

Log in

No account? Create an account

Дворец Советов. Проект Ле Корбюзье

« previous entry | next entry »
Jul. 7th, 2010 | 09:47 pm

Один из моих френдов - arquitect - поделился сканом замечательной книгой о конкурсе на проект Дворца Советов 1933 года издания (вообще, очень рекомендую вам его журнал, он совсем недавно ведется, но там весьма много любопытного).

В сей книге достаточно обширный иллюстративный материал. Представлено множество проектов и наших и зарубежных архитекторов. Часть из них мелькали уже в моем журнале под тэгом дворец советов, часть я вам покажу позже.

Сегодня хочу остановиться на одном - проекте Ле Корбюзье. Отмечу, что в 1933 году он (и стиль его работ) у нас уже был в некоторой опале и посему, как мне кажется, его проект получил несколько заниженную оценку от специалистов и конкурсного жюри.

Итак, предлагаю вашему вниманию рисунки и чертежи из вышеупомянутой книги, а также текст из данного издания, повествующий о проекте Ле Корбюзье.




все картинки кликабельны

"...Генплан Дворца Сонетов разрешен с четким выявлением всех главных групп помещений. Строго симметричное расположение основных и вспомогательных зал по отношению к продольной оси создает несколько искусственное впечатление.

Эскизы генплана, помеченные первый 6 октября и последний, восьмой, 22 ноябри (1,5 месяца), указывают на постепенный отход от весьма сложных комбинаций отдельных элементов плана к наиболее упрощенному последнему варианту. При этом основные части — большой и малый залы, вспомогательные залы и администра¬тивные помещения—по своему очертанию все время остаются без изменений и, по-видимому, не являются предметом длительных исканий. Эти вскрывает процесс творчества Корбюзье, идущего от частностей к общему или, как он сам говорит в своей обширной объяснительной записке, «от сложности к синтезу». Этот подход не может обеспечить достаточной цельности и связности общего решения, что видим мы и у Корбюзье как в этом проекте, так и в его предшествующих крупных работах (дом Центросоюза, проект дворца Лиги Наций).



Говоря о генплане, следует указать, что линии застройки выходят за пределы отведенного участка. Оформление участка зелеными насаждениями оригинально. Открытый доступ к сооружению представляет правильный прием.
Большой зал на 15 000 чел. Принятый Корбюзье основной прием ввода всей людской массы в большой зал без лестниц по сплошной наклонной поверхности от входа до последнего ряда мест — самое блестящее предложение во всем проекте. В сущности, это единственное, что является на настоящем конкурсе ответом на массовое значение зала.

Пропускная способность, однако, не соответствует принятым у нас нормам. Лестницы для разгрузки недостаточны, неудачны по подходу к ним и по их сосредоточенному расположению сзади мест, Фойе (аванзал) широко задумано, но лишено естественного освещения. Сосредоточенный в одном месте ресторан на 14 000 чел. неудачен: тесен, с неудобным подступом, не освещен. Вспомогательные для него помещения с нашей точки зрения совершенно неудовлетворительны. Курительные темные.



Три главных артерии для прихода в большой зал всей людской массы при ширине от 4 до 18 м. достаточны едва лишь на половину всего количества публики. Расстояние наиболее удаленных мест зала на 108 м. не обеспечивает ни видимости, ни слышимости без искусственных приспособлений и дополнительного оборудования.

Весьма значительным недостатком основного приема, который должен отразиться на впечатлении от зала для входящих, является загрузка публикой, все время иду¬щей спиной к эстраде.

Самая ширина проходов, выигрышная при движении по ним потоков людских масс, становится отрицательным качеством для сидящих, разъединяемых промежут¬ком шириной до 18 м. Наличие срединного прохода, разделяющего зал на две части, также не вполне целесообразно.

Прохождение демонстраций по наружным пандусам через эстраду должно со¬здавать эффектное зрелище. Возможность прохождения демонстраций черед наруж¬ную террасу также очень выигрышный архитектурный прием.



Общая композиция главного зала оригинальна, места разбиты красиво, хотя вертикальный профиль зала, как нам кажется, недостаточно прорисован.

Малый зал на 5900 чел., разрешен аналогично большому, но помимо амфи¬театра для делегатов имеет большой, сильно нависающий балкон для публики. Вспомогательные помещения без естественного освещении. Максимальное удаление зрителя от сцены — 67 м — очень велико. Эвакуация сообразно нашим нормах недостаточно обеспечена.

Залы на 500 и на 200 чел. сгруппированы около общего фойе, что следует признать удачным. Но для внешнего объема здания они невыгодны, внося излишнюю раздробленность композиции.

Группа административных помещений должна слу¬жить связью между двумя большими объемами.



Конструкция в настоящем проекте после решения большого зала, является основой, подчиняющей себе весь проект. Конструкция теснейшим образом связана с общим архитектурно-художественным выражением проекта.

Перекрытие зала подвешено одним концом к дугообразной ферме, имеющей 180 м. пролета и 120 м. высоты. Самые эти размеры должны создавать впечат¬ление грандиозного, что и подвинуло, вероятно, Корбюзье полностью обнажить эту конструкцию, выворотив, так сказать, остов наружу.

О художественной выразительности своего проекта сам Корбюзье ничего не го¬ворит, полагая, что эта выразительность должна явиться естественным следствием функциональных решений и принятых конструктивных приемов. Однако очевидно, что этих естественных для каждой новой архитектурной вещи условий еще совершенно недостаточно для сообщения сооружению того высокого художественного выраже¬ния, которое было безусловно необходимо в настоящем случае при проектиро¬вании Дворца Советов.

Если передний фасад большого зала (с гигантской аркой еn fасе) еще может претендовать на архитектурную значительность, то фасады малого зала и боковой фасад всего сооружения явно обнаруживают недоучет необходимого внимания к надлежащему архитектурному оформлению сооружения.

Для настоящего задания проект явился чрезмерно утилитарным. Тем не менее, по исключительной новизне и целесообразности общего решения большого зала и по приему прохождения демонстраций, этот проект представляет весьма большой интерес."





Другие записи о Дворце Советов в моем ЖЖ

Дворец Советов. Проекты (часть 1).
Дворец Советов. Проекты (часть 2).
Дворец Советов. Пропаганда.
Дворец Советов. Если бы построили.
Дворец Советов. Фундамент.
Дворец Советов. Каркас.
Дворец Советов. Большой зал и другие интерьеры.
Дворец Советов. Освещение.
Дворец Советов. Транспорт.
Дворец Советов. Климат

+ по тэгу дворец советов

Link | Leave a comment |

Comments {7}

Алексей Дедушкин

(no subject)

from: a_dedushkin
date: Jul. 7th, 2010 07:39 pm (UTC)
Link

Одно радует - что НЕ построили...

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jul. 7th, 2010 07:42 pm (UTC)
Link

вам сюда :)))))))))))
http://cocomera.livejournal.com/286296.html


а мне именно этот проект очень даже нравится. А вообще, конечно, там абсолютно разного уровня решения на конкурс предлагались...

Но конечно, не в двух шагах от Кремля и не за счет сноса всего, что было здесь ДО

Reply | Parent | Thread

Алексей Дедушкин

(no subject)

from: a_dedushkin
date: Jul. 7th, 2010 07:46 pm (UTC)
Link

Я по ссылке тебе написал:)

Reply | Parent | Thread

Huckleberry

(no subject)

from: huck_d
date: Jul. 7th, 2010 08:05 pm (UTC)
Link

Не очень понятно по этим картинкам. Видно, что очень современно (даже для нынешнего времени), но и только.

p.s. Ресторан на 14000 мест — это сильно :)

Reply | Thread

eisenbart

(no subject)

from: eisenbart
date: Jul. 8th, 2010 02:10 am (UTC)
Link

по-моему, не лучший проект Корбюзье=)

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Jul. 8th, 2010 03:52 am (UTC)
Link

а мне кажется, что подчиняясь в рамки условий очень даже!!!

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: embergp
date: Sep. 17th, 2010 09:26 pm (UTC)
Link

Благодарствую за статью, это полезно почитать. Начал искать такую инфу после прочтения похожей статьи на сайте Светильники Садово-парковые Киров.
Советую почитать, наверняка понравится вам.

Reply | Thread