?

Log in

No account? Create an account

К 120-летию со дня рождения Эль Лисицкого. Горизонтальные небоскребы.

« previous entry | next entry »
Nov. 20th, 2010 | 01:02 pm

Лазарь (Эль) Лисицкий — знаменитый архитектор, дизайнер, художник, теоретик и преподаватель. Один из выдающихся представителей русского авангарда. 23 ноября ему бы исполнилось 120 лет.

Его проекты кажутся футуристическими и очень необычными. В 1920-е годы он проектировал, учитывая грядущие годы, даже десятилетия! Разглядывая его работы невольно начинаешь представлять и фантазировать - как сооружения, вышедшие из-под его карандаша, смотрелись бы в сегодняшнем городе?

Один из самых интересных (и пожалуй известных) проектов - горизонтальные небоскребы (1923-1925), которые в своем проекте Лисицкий предложил возвести на пересечениях Бульварного кольца с основными радиальными транспортными магистралями (непосредственно над проезжей частью).

Всего предполагалось восемь однотипных зданий для центральных учреждений в виде вытянутых по горизонтали двух-трехэтажных корпусов с центральным коридором (общая протяженность корпусов около 1 80 м, ширина — 16 м). Корпуса подняты над землей (на высоту около 50 м) на трех вертикальных опорах (сечение 10 х 16 м), в которых размещены лифты и лестницы, причем одна опора связывает здание непосредственно со станцией метрополитена, у двух других опор устроены остановки трамвая.

Плюс ко всему, небоскребы предполагалось возводить так, чтобы со стороны Кремля или "из области", каждый из них смотрелся одинаково, что служило бы дополнительным направляющим ориентиром. Так же планировалось ввести свой цвет для каждого из 8 сооружений. Вот представьте: на площади Пречистенских ворот красный небоскреб, на Пушкинской - зеленый или фиолетовый, на Арбатской - голубой или синий :) А что удобно - через небоскреб попадаешь в метро, и уже на улице видишь на линию какого цвета входишь :)

Вот так, например, можно было бы представить современную Пушкинскую площадь


Предлагаю вам более детально рассмотреть проект, а так же прочитать статью Л.Лисицкого, опубликованную в журнале "Известия АСНОВА" М. 1926. стр 2-3





Серия небоскребов для Москвы. VII
Проект Эль Лисицкого (1923-25)

Предлагаемый здесь новый тип постройки, можно отнести к роду небоскребов. Он предназначается не для жилья, а для размещения центральных учреждений.
Тип высокого дома создала Америка, превратив европейский горизонтальный коридор в вертикальную шахту лифта, вокруг которого нанизаны ярусы этажей. Рос этот тип совершенно анархично, без какой бы то ни было заботы об организации города в целом. Единственная его забота была перещеголять высотой и пышностью соседа.
При выработке нашего типа мы исходим из противоположных предпосылок:

1) Мы считаем, что часть подчиняется целому, и система города определяет характер его сооружений
2) Мы говорим «сооружения», а не «дома», считая, что новый город должен преодолеть понятие индивидуального дома.
3) Мы считаем, что пока не изобретены возможности совершенно свободного парения, нам свойственней двигаться горизонтально, а не вертикально.

Поэтому, если для горизонтальной планировки на земле в данном участке нет места, мы подымаем требуемую полезную площадь на стойки и они служат коммуникацией между горизонтальным тротуаром улицы и горизонтальным коридором сооружения.

Цель: максимум полезной площади при минимальной подпоре.
Следствие: ясное членение функций.



Но есть ли надобность строить в воздухе?
«Вообще» - нет. Пока есть еще достаточно места на земле.
Но... «в частности»?

Мы живем в городах, родившихся до нас. Темпу и нуждам нашего дня они уже не удовлетворяют. Мы не можем сбрить их с сегодня на завтра и «правильно» вновь выстроить. Невозможно сразу изменить их структуру и тип. Москва относится по своему плану к концентрическому средневековому типу. (Париж, Вена). Структура ея: центр—Кремль, кольцо А, кольцо Б и радиальные улицы. Критические места - это точки пересечения больших радиальных улиц (Тверская, Мясницкая, и т. д.) с окружностью (бульварами).

Здесь выросли площади, которые требуют утилизации без торможения движения, особенно сгущенного в этих местах. Здесь место центральных учреждений. Здесь родилась идея предлагаемого типа.







Для устойчивого положения свободно балансирующего тела, необходимы и достаточны 3 точки опоры. Поэтому мы ограничились тремя стойками с открытыми каналами лифтов и патерностеров, между ними застекленный канал лестничных клеток. Стойки опираются системой катков и ребер на фундамент. (Принцип упругих ферм и мостовых конструкций). Одна стойка заключена под землей между линиями метрополитена и служит ему станцией. У других двух остановки трамвая. Структура верхней, рабочей, части (бюро, учреждения): скелетная центральная труба, открытая от пола до верхнего света, внутри, несет балконы коридоров; т. е. выйдя из лифта в первом этаже можно читать №№ на дверях помещений 2-го и 3-го этажей. На этой центральной раме консолями держатся горизонтальные площади этажей. Все тело, как вагон положено на стойки. Скелет из новых сортов нержавеющей, выдерживающей высокие напряжения, стали (Крупп). Легкие и хорошо изолирующие на тепло- и звукопроводность материалы для междуэтажных перекрытий и перегородок. Стекло химически обработанное для пропуска световых и задержки тепловых лучей. Все элементы скелета нормированы и поэтому, по мере потребности застройки новой площади по линии кольца А или Б, остается лишь произвести монтаж готовых частей. Монтаж может производиться БЕЗ ЛЕСОВ: до наводки верхних форм стойка держатся на тросах. Поэтому стройка может идти, не прерывая движения площади. Затем по отношению к существующим постройкам то качество, что их почти не нужно сносить. Огромные преимущества в наличии света и воздуха по отношению к американскому башенному типу небоскреба.

схема размещения горизонтальных небоскребов на Бульварном кольце


1. При пластическом оформлении этого сооружения, я учитывал конструкцию лишь как один из первичных элементов в достижении необходимого полезного действия (механического эффекта). Я бы с той же логической последовательностью, так же, удовлетворяя всем утилитарным требованиям, мог избрать другую конструкцию , если б хотел достигнуть другого эстетического эффекта.
2. Я считаю, что в своей основе сила эстетического эффекта определяется не качеством и не количеством, - это есть состояние, температура.
3. Я исходил из равновесия двух пар контрастов:
а) Город состоит из атрофирующихся старых частей и растущих живых, новых. Этот контраст
мы хотим углубить,
б) Дать самому сооружению пространственное равновесие, как результат контрастных вертикальных и горизонтальных напряжений.
4. Дать новый масштаб городу, в котором человек сегодня больше не мерит собственным локтем, а сотнями метров.
5. Элементарно организовать сооружение из ребер, плоскостей и объемов, сквозных, прозрачных
и плотных, вместе составляющих однозначную пространственную систему.
6. Со всех основных 6-ти точек зрения данное сооружение однозначно характеризовано:

Такая характеристика делает ориентировку по этим сооружениям в городе совершенно ясной.
При установке всей серии, введение цвета для отметки каждого небоскреба в отдельности послужит к усилению его ориентировочных качеств.

Перспективные рисунки. Виды с различных сторон

К Кремлю


От Кремля


С бульваров





В выработке и расчете конструкции мне помогал ЭМИЛЬ РООТ (Цюрих), которому я рад и здесь выразить свою признательность.

Этот проект был впервые демонстрирован на выставке Ноябрьской группы в Берлине, затем
на международной выставке современной архитектуры в мангейме.
***





Вниманию СМИ!
cross-post from q_w_z:
Во вторник, 23 ноября классику мирового авангарда ЭЛЬ ЛИСИЦКОМУ исполняется 120 лет.
МОСКОНСТРУКТ проводит пресс-конференцию, посвященную 120-летию со дня рождения Лазаря (Эля) Лисицкого — знаменитого архитектора, дизайнера, художника, теоретика и преподавателя.
Эль Лисицкий был и остается одной из самых влиятельных фигур Русского Авангарда, наряду с Малевичем, Мельниковым, Кандинским, Гинзбургом и Леонидовым.
Архитектурные футуристические проекты Лисицкого, такие, как трибуны для митингов и гризонтальные небоскребы, не были воплощены в жизнь, но в Москве есть здание, построенное по его чертажам - типография Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗ) в 1-м Самотечном переулке, 17.
В связи с поджогом крыши Типография Лисицкого (выявленный объект культурного наследия г. Москвы) находится под угрозой разрушения. Кроме устроенного владельцами типографии пожара, совершенно случайно произошедшего на охраняемой территории ночью с трёх сторон через месяц после постановки на охрану как памятник архитектуры, в деле фигурируют Интеко и кооператив нищих кинематографистов во главе с Никитой Михалковым.

Пресс-конфереция пройдет в 12.00 во дворе жилого дома ЖУРГАЗА, построенного рядом с типографией (1-й Самотечный переулок, 17А).

Аккредитация СМИ и дополнительная информация по запросу на e-mails:
press@moskosntruct.org
ugra7@bk.ru

Link | Leave a comment |

Comments {24}

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Nov. 20th, 2010 11:47 am (UTC)
Link

Типография его мне нравится и жалко что много лет ее разрушают.
Но... его проекты небокребов на бульварном кольце и на Girt в частности были бы ужасны!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 12:01 pm (UTC)
Link

ну, мне кажется нельзя так однозначно судить. Они все проектировали совсем другой город. Не факт, что на Пушкинской площади был бы "дом с балериной", но зато может монастырь остался бы и "дом Фамусова"

Лисицкий (судя даже по этой статье), учитывал то, что построили предыдущие поколения (Затем по отношению к существующим постройкам то качество, что их почти не нужно сносить.), да и при строительстве были бы минимальные разрушения - мне очень симпатичен сей проект и этим в том числе...

Другой вопрос: как бы сие чудо смотрелось рядом со Страстным? Но с другой стороны - привыкли же мы к "Известиям" или книжкам Нового Арбата по соседству с церковью Симеона Столпника

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Nov. 20th, 2010 12:06 pm (UTC)
Link

ну не знаю... к книжкам я до сих пор нее привыкла...
а Известия все-таки соразмерны как-то, с Утро России перекликаютя как-то.
А эти Ноги ужасные торчащие - нет.
Вот иллюстрация,графика него чумовая - это да. А вот с архитектурой его я не согласная.

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 12:11 pm (UTC)
Link

ну тут как говорится - на вкус и цвет... :)

меня подкупает еще то, что он в начале 20-х учитывал и просчитывал метро, которое стали строить только 10 лет спустя... и ведь правда - почти на всех пересечениях, где он предполагал разместить эти небоскребы, нынче есть станции...

А графика - да! Один плакат "Клином красным бей белых " чего стОит :)

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Nov. 20th, 2010 12:14 pm (UTC)
Link

На нем промграфика наша на многие годы вперед развивалась.
В историю искусств он вошел как книжник и график в основном.

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 12:18 pm (UTC)
Link

ну, понятно... Ведь он все-таки больше реализовался именно на этой стезе.
Градостроительные проекты практически не реализованы, хорошо это или плохо. И вот та самая типография - уникальное исключение, и очень жаль, что она в таком плачевном состоянии.

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Nov. 20th, 2010 12:25 pm (UTC)
Link

Да, вот типография у него интересная и функциональная - ее очень жалко. Только все это какими -то волнами. Она уже года 4 так стоит и все дебаты то возникают, то забываются. Нет на мощной организации защиты культурного наследия.

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 12:33 pm (UTC)
Link

да, согласна с тобой...

С конструктивистскими сооружениями вообще очень сложно. Не всем, далеко не всем, они нравятся. И если у палат, особняков, модерновых домов много защитников и почитателей (что несомненно очень хорошо!!!), то у конструктивистских - увы. Не слишком "популярная" это архитектура...

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 12:34 pm (UTC)
Link

а ведь между тем - это целый пласт градостроительства, которым мы могли бы гордиться!...

Reply | Parent | Thread

Замоскворечанин

(no subject)

from: zamos
date: Nov. 20th, 2010 01:15 pm (UTC)
Link

Да...полный разрыв шаблона, к чему так стремились авангардисты. Всё наоборот, всё оригинально, не как в "старом мире".
Такие фантазии не отвечают требованиям реальной жизни. Только один можно было построить для примера...

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 04:21 pm (UTC)
Link

с последними двумя строками можно спорить.

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Nov. 20th, 2010 01:52 pm (UTC)
Link

А ещё на Донском кладбище находится могила Лисицкого. Вполне себе запущенная (((

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 04:21 pm (UTC)
Link

даже не знала, что он в Москве похоронен!

Нашла ваш пост трехгодичной давности. Спасибо!

Reply | Parent | Thread

sontucio

(no subject)

from: sontucio
date: Nov. 20th, 2010 05:28 pm (UTC)
Link

Просто ужас какой то!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 20th, 2010 06:36 pm (UTC)
Link

:)

Reply | Parent | Thread

Сергей

(no subject)

from: 22sobaki
date: Nov. 20th, 2010 10:18 pm (UTC)
Link

Построили бы - были бы сейчас одним из символов столицы.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 22nd, 2010 06:31 am (UTC)
Link

наверняка

Reply | Parent | Thread

Юля

(no subject)

from: gippo_yu
date: Nov. 21st, 2010 02:38 pm (UTC)
Link

Оценивать эти небоскребы можно по-разному, главное не забывать, что тогда хотели перестроить весь город, и в этой новой Москве все это воспринималось бы по-другому.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 22nd, 2010 06:31 am (UTC)
Link

согласно вот прямо с каждым словом!!!

Reply | Parent | Thread

ljournalist_bot

(no subject)

from: ljournalist_bot
date: Nov. 28th, 2010 08:24 am (UTC)
Link

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

Reply | Thread

Хозяин ночного хмеля

(no subject)

from: sergeitch
date: Nov. 28th, 2010 04:53 pm (UTC)
Link

любопытно, что все продумано, даже метро.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 28th, 2010 07:06 pm (UTC)
Link

да! вот в том-то и дело, что учитывали то, что даже в далеких планах!

Reply | Parent | Thread

usolt

(no subject)

from: usolt
date: Dec. 24th, 2010 08:33 am (UTC)
Link

Добавили ссылку на этот пост в дайджест самых интересных исторических материалов за год на Прогулках по Москве: http://moscowwalks.ru/2010/12/24/digest-2010-history/
Можно голосовать и выиграть небольшие призы =)

Reply | Thread

Слокотович

from: anonymous
date: Dec. 28th, 2010 05:45 pm (UTC)
Link

Очень необычно

Reply | Thread