?

Log in

No account? Create an account

План ленинской монументальной пропаганды.

« previous entry | next entry »
Nov. 24th, 2010 | 10:37 pm

Вчера мы в одном давнишнем посте Алексея Михайловича a_dedushkin вновь вспомнили о памятнике освобожденному труду, который должны были поставить на месте памятника Александру III у ХХС. Немножко даже поспорили - был-таки он установлен или нет в итоге... В общем, результатом всех этих вчерашних обсуждений стал этот пост.

Здесь я решила собрать изображения всех монументов, установленных по данному плану в Москве в 1918-1923 гг и привести некоторые занимательные факты (общеизвестные и не очень) об этих сооружениях. Понятно, что не я первая озадачиваюсь сим вопросом, с год назад был хороший пост на эту тему у dinya_ss, Алексей Михайлович у себя в ЖЖ выкладывал кой-какие изображения, но вот мне захотелось все в одном месте собрать и сразу скажу, что удалось найти парочку весьма редких кадров, а некоторые монументы так и остались "без фотографий" - посему, если есть у вас их изображения буду очень признательна


Начнем с карты, которую я нашла в журнале "Наука и Жизнь" №11 за 1987 год,

50.82 КБ


к карте прилагался список, в соответствии с которым я буду строить сей пост.

пост получился огромный, но надеюсь, вы на меня не обидитесь: кто-то просто посмотрит картинки, а кто-то (при наличии свободного времени) и почитает.



1. К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Пл. Революции. Скульптор С.Мезенцев. Открыт 7 ноября 1918.


Сооружение памятника Марксу и Энгельсу было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого были выделены специальные ассигнования и объявлен конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов.
но не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище "двое в одной ванной"

2. Павшим за мир и братство народов. (Мемориальная доска)
скульптор С. Т. Коненков. Красная пл. 1918.

Вот как описывали эту мемориальную доску в журнале «Горн» (№1, 1918 г.):
«На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С.Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года.



45.76 КБ

Рассказывают, что на открытии одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», - сказал Коненков. «Такую святую не знаю», - растерялась старушка. «Ну что ж, запомни», - услышала она в ответ.

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР)
Советская пл. 1918-1919гг. Обелиск- Д.П. Осипов, скульптура - Н.А. Андреев

Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции на деревянных досках, и позже - когда была сделана скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Не смотря на то что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточна долго - разобран в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.





Вообще, с этим памятником связано много интересного.
Ну, во-первых, известно ли вам, что с 1924 и аж до 1993(!) года он фигурировал на официальном гербе Москвы?
364.75 КБ
правда, чести ради, надо отметить, что после войны сей герб мало где использовался.

Во-вторых, что изображение обелиска конституции можно найти на оградах Б.Каменного моста


В-третьих, что голова статуи разобранного памятника нынче храниться в Третьяковке.


Кстати, для статуи позировала племянница Станиславского - Вера Алексеева.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Ходили так же забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Мне же кажется, что все гораздо прозаичнее: в те годы как раз во всю планировали строить новый проспект - Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное - лишнее...
Мою версию косвенно подтверждает еще один любопытный момент (хотя конечно, все вполне в духе нашей страны): в 1962 году Хрущев внес на рассмотрение в ЦК КПСС и Совмин предложение о разборке, уже к тому времени установленного, памятника Юрию Долгорукому и восстановлении к 7 ноября 1964 Обелиска Конституции. Правда, к тому времени "сняли" не Долгорукого, а самого Хрущева.

4. Революционным мыслителям.
архитектор С.А. Власьев (работы по "переделке" выполнил архитектор Н.А. Всеволжский). Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен , в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.



5. Мысль.
С. Д. Меркуров. Цветной бульвар. 1918.


У "Мысли" интересная судьба. Этот монумент, как и меркуровский памятник Достоевскому (о котором речь ниже) были изготовлены еще до революции. Но, когда по плану монументальной пропаганды потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, бюстов, обелисков, скульптур. "Мысль" взяли "за компанию" с Федором Михайловичем. Любопытно, и то, как было выбрано место для скульптур: Сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, тяжеленные, автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно! А мастерская скульптора была, рядом, на Цветном бульваре. Это и решило дело. Здесь скульптура простояла до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре.
« Мысль » перевезли на улицу Воровского (Поварская) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Федор Панферов, один из руководителей союза, спросил: что это за статуя? Узнав, что это « Мысль », изрек: «При чем же тут мысль , какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная писателями скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году « Мысль » стала надгробьем могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.

6. и 7. Памятники К. Марксу
Про эти памятники, увы, мне ничего найти не удалось, кроме того, что один из них был установлен на Садовой-Триумфальной ул., а другой на Николоямской.

8. Памятник А.Н. Радищеву
Л. В. Шервуд. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.


Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры

9. Памятник Робеспьеру
Б. Ю. Сандомирская. Александровский сад. 1918



Памятник был открыт 3 ноября 1918 г. в Александровском саду у Грота.
Газета "Правда" 5 ноября 1918 г. писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, — сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. — Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».
Но простоял он совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же
«Правде» от 9 ноября 1918 г.: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ­ноября был уничтожен чьей­-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…»
Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

10.Памятник А. В. Кольцову.
скульптор С. Сырейщиков. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
32.31 КБ
На фотографии - открытие памятника. Перед собравшимися выступает Сергей Есенин. Но не только этим любопытен сей снимок. Чуть за спиной, левее Есенина, стоит С. Сырейщиков - без шапки, слушает поэта (на фотографии над его головой светловатое пятно - видим дефект)
Что касается самой скульптуры, то изготавливалась она в мастерской Сергея Михайловича Волнухина - учителя Сергея Сырейщикова, который в то же время ваял там скульптуру Т. Шевченко, которая была установлена на Трубной площади в начале Рождественского бульвара. (об этом ниже)

С.Сырейщиков за работой в мастерской
302.62 КБ

Вот, что позднее писали в журнале «Искусство» (1947, № 4): "памятник отличался некоторой наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой."
Скульптура "Кольцов" простояла недолго. Поскольку статую решили перевести в бронзу, оригинал, установленный на Театральной площади уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, помещавшегося на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение с учетом нового материала, но 20 марта 1919 года попросил отпуск на 2 месяца, чтобы съездить к родителя в Воронеж - кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор больше не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа, в том же 1919 году.

11.Памятник И. С. Никитину.
скульптор А. Блажиевич. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
Памятник Ивану Никитину был установлен в розарии у Китай-городской стены 3 ноября 1918 года. Простоял на площади менее года, снят в связи с частичным обрушением.


12.Памятник Т. Шевченко.
С. М. Волнухин, Рождественский бульвар. 1918
Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.


Выступление Коллонтай на открытии памятника Т. Шевченко

Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухин) и ученика (Сырейщиков) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской!

13.Памятник И. П. Каляеву.
cкульптор Б. Лавров, у входа в Александровский сад. 1918г.

Не смотря на то, что в ночь с 6 на 7 ноября 1918 года в Александровском саду прогремел взрыв (по официальной версии) и был разрушен памятник Робеспьеру, уже утром 7 ноября у входа в Александровский сад открывали новый памятник - И.П. Каляеву , совершившему убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.



Москвич Никита Окунев 13/11/18 записывает в своем дневнике:"...Видел и вновь открытый памятник социалисту Каляеву . На одной стороне пьедестала написано: "Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова" На других сторонах ничего нет. Значит - нет и других заслуг, кроме "уничтожения"?!..." (из книги М.И. Вострышев. "Москва сталинская. Большая иллюстрированная летопись"

14.Памятник С. Н. Халтурину.
Cкульптор С. Алешин. Миусская пл. 1918

Изображения этого памятника мне найти не удалось, однако нашлось несколько любопытных фактов.
На открытии памятника присутствовал Малевич, у которого сей сугубо реалистичный монумент вызвал бурю негодования: «Засученные рукава и выражение лица наводят ужас на окружающих» Сей памятник был оценен неудовлетворительно и в скором времени разобран.

15.Памятник С. Л. Перовской.
скульптор И. Ф. Рахманов. Миусская пл. 1918.
Здесь так же, увы, изображение не найдено.

Как и поставленный чуть позже в Петрограде памятник, скульптура на Миусской площади была выполнена в модной тогда манере кубофутуризма и не имела ничего общего с действительным обликом революционерки, что очень многим не понравилось (зато, наверное, понравилось Малевичу :)). Так что почти сразу встал вопрос о закрытии памятника
В условиях гражданской войны памятник Перовской не сохранился и уже не восстанавливался.

16.Памятник Ф. М. Достоевскому.
С. Д. Меркуров. Цветной бульвар. 1918.


С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения "госзаказа", им приглянулись две работы: памятник Федору Михайловичу и фигура « Мысль », также выполненная из гранита. Председатель Комиссии М. Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику.
Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора - в центре цветного бульвара. Вот как описывал искусствовед Н. Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…»
Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. В связи с этим он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – ул. Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы, в семье штаб-лекаря М. Достоевского в 1823 году родился великий писатель. Здесь памятник находится и по сей день.


17.Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину.
Скульптор А.Н.Златовратский. Верхняя Таганская площадь

Памятник (бюст) Салтыкову-Щедрину был открыт на Верхней Таганской площади, у перекрестков с современными Таганской и Солженицынской улицами и проезда Земляного вала, 7 ноября 1918 года. Скульптор А.Н.Златовратский.

Эта фотография выполнена не в мастерской, а на площади. Для лучшего фона натянута драпировка.



Хочу отметить, что в выше упомянутом журнале "Наука и жизнь" местом установки почему-то значится Серпуховская (Добрынинская) площадь.

О следующих трех памятниках из списка, увы, никакой информации нет, как нет и изображений этих памятников. Суверенностью можно утверждать лишь, что не один из них не сохранился.

18. Ж. Жоресу.
скульптор С. И. Страж. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.


19. Г. Гейне.
Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.


20. Э. Верхарну.
Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. Памятник М. А. Бакунину.
Б. Д. Королев. Тургеневская пл. 1919


Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять. Демонтирован в том же 1919 г.

22. «Степан Разин с ватагой»
С. Т. Конёнков. Красная площадь, Лобное место. 1919

Фрагмент "Степан Разин"
17.69 КБ

Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны - геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминают народную деревянную игрушку.
композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптура простояла на площади всего 25 дней. Памятник был снят, и не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.



Вот, что писал искусствовед В. Н. Терновец об этой скульптурной группе: "Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды - дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, - все, - дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь"

23. Памятник Ж.-Ж. Дантону
Н. А. Андреев. Пл. Революции. 1919.


Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент "памятником говорящей голове" из "Руслана и Людмилы". Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.


24. Памятник Ж.-П. Марату
скульптор А.Я.Имханицкий. Симонова слобода. 1919.


25. Памятник А. И. Герцену
Н.А. Андреев. перед МГУ На Моховой 1922


26. Памятник Н. П. Огареву.
Н.А. Андреев. перед МГУ На Моховой 1922
88.38 КБ

27. Памятник К.А.Тимирязеву.
скульптор. С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов. Никитские ворота. 1923


Последние три памятника до сих пор стоят на своих местах, поэтому не буду о них много распростроняться, вы без труда все найдете сами в интернете.
Я лучше покажу вам уникальную кинохронику: отрывок из киножурнала Дзиги Вертова за 1922 г. - закладка памятника Тимирязеву

забавное примечание - на подписях в кинохронике фамилия везде пишется не иначе как Темирязев.

Отмечу так же, что в те же годы (1918-1923) было заложено еще несколько памятников, как возведенных, так и не возведенных позднее (см. схему)
28. К. Марксу. Пл. Свердлова. 1920.
29. “Освобожденный труд”. Пречистенская (Кропоткинская) наб. 1920.
30. Я. М. Свердлову. Пл. Свердлова.1919.
31 и 32. Борцам 1905 г. Красная Пресня. 1920.
33. А. Н. Островскому. Пл. Свердлова.1923.

Уф! вроде все!

В посте, помимо упомянутых по тексту книг, газет и журналов, использовался
замечательный исторический очерк МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ МОСКВЫ; а также материал из книги "Московский поиск", М. 1978.

Буду благодарна за любые комментарии и дополнения.

Link |