?

Log in

No account? Create an account

Про метро, матроса и наган.

« previous entry | next entry »
Nov. 15th, 2011 | 04:51 pm

Конечно, большинство из вас знает скульптуру революционного матроса с наганом на «Площади революции». Этой скульптуре не сильно везет, говорят, что наган постоянно воруют…

А между тем, в старых газетах мне удалось найти одну интересную историю про этого самого матроса.




Оказывается, изображен здесь вполне себе существовавший человек – Алексей Диомидович Никитенко.
Конечно, в революции он не участвовал в силу возраста, но тем не менее…


В начале 1930х Никитенко учился в Военно-морском училище им. Фрунзе, куда и обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать натурщика для работы над скульптурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена.
Начальник училища посоветовал скульптору самому провести день в вестибюле училища и выбрать подходящего курсанта. Вот так, абсолютно случайно, выбор пал на Алексея. Курсанта вызвали к начальству и приказали отправиться в Академию Художеств в распоряжение товарище Манизера. Полгода(!) каждый день Никитенко часа по четыре позировал для скульптора, опоясанный пулеметными лентами и с наганом в руке.

Алексей Никитенко, москвич по рождению, отучившись в Ленинграде, все годы службы провел на Дальнем Востоке, за бои с Японией получил звание Героя Советского Союза.

А вот, что в 1945 году вспоминал об этой работе М.Г. Манизер


по материалам журнала "Смена" №23-24 за 1945г

Link | Leave a comment |

Comments {55}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

usolt

(no subject)

from: usolt
date: Nov. 15th, 2011 12:55 pm (UTC)
Link

круто!! спасибо

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 12:58 pm (UTC)
Link

я знала, что тебе понравится :))

Reply | Parent | Thread

wheyayeman

(no subject)

from: wheyayeman
date: Nov. 15th, 2011 01:16 pm (UTC)
Link

Очень интересно. Никогда этого не знал.

А как можно упереть у него револьвер? Такое ощущение (да и логика подсказывает), что это цельнолитая скульптура...

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 01:18 pm (UTC)
Link

тоже не представляю, разве что спилить...

однако множество упомянаний о том, что револьвер крадут в сети нашла...

Reply | Parent | Thread | Expand

Boris

(no subject)

from: byk
date: Nov. 15th, 2011 01:48 pm (UTC)
Link

ПОЛГОДА?!
даже не верится
вот и архитектура тогда так же делалась...время много было на разработку
поэтому и качественно!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 01:54 pm (UTC)
Link

это я из статьи-интевью взяла, все из той-же "смены" Про полгода сам Никитенко говорил :))

Reply | Parent | Thread

Илья

(no subject)

from: iterekhin
date: Nov. 15th, 2011 02:37 pm (UTC)
Link

Что-то очень долго Манизер лепил.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 02:38 pm (UTC)
Link

со слов натурщика в указанном журнале...

Reply | Parent | Thread

Татьяна Алексеева  - Shi No

(no subject)

from: tanja_shi_no
date: Nov. 15th, 2011 02:38 pm (UTC)
Link

Боже мой, как же они тогда фотографии "фотошопили", т.е. ретушировали - круче, чем сейчас... Я о фото прототипа скульптуры справа. :) Так, к слову. А история - очень интересная. Спасибо, что рассказала.:)

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 02:39 pm (UTC)
Link

это точно!!!

иногда при взгляде на фото в журнале не сразу и поймешь - фото или рисунок!

Reply | Parent | Thread | Expand

shiha_shiha

(no subject)

from: shiha_shiha
date: Nov. 15th, 2011 03:34 pm (UTC)
Link

ты поменяла любимое десятилетие? или просто зарываешься глубже (в метро?)... :))
очень интересная заметка, спасибо!

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 03:37 pm (UTC)
Link

не... Любимые 1920-е не поменяю не на что :)

я просто готовлю очередную лекцию о Москве в кино, которые стали уже регулярными в Читалкафе... А она у меня про Москву и кино первых послевоенных лет...

Вот сижу, копаюсь - вдруг что интересное попадется... Ну, и не относящееся к теме на прямую тоже зацепляю :)

Reply | Parent | Thread

fanagoriya

(no subject)

from: fanagoriya
date: Nov. 15th, 2011 04:08 pm (UTC)
Link

ой, спасибо)
очень у вас тут интересно))

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 05:43 pm (UTC)
Link

это ж хорошо!

Reply | Parent | Thread

Сергей

(no subject)

from: 22sobaki
date: Nov. 15th, 2011 05:35 pm (UTC)
Link

Прикольно. Для пущего эффекта Никитенко мог назначать свиданья под "своей" скульптурой.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 05:45 pm (UTC)
Link

к тому моменту, когда он беседовал с журналистом (в 1945году), Никитенко ни разу (!) не был в метро :)) Увы. Они и беседовали где-то в районе Владивостока....

Reply | Parent | Thread | Expand

Mister Х

(no subject)

from: m_i_s_t_e_r_x_1
date: Nov. 15th, 2011 07:01 pm (UTC)
Link

http://m-i-s-t-e-r-x-1.livejournal.com/200738.html

Reply | Thread

Elena Beckman

(no subject)

from: archidevushka
date: Nov. 15th, 2011 09:49 pm (UTC)
Link

Ну вот, теперь и про полукруглую мушку будем знать благодаря тебе. :-)

Reply | Parent | Thread | Expand

Чорный Краевед

(no subject)

from: wlad11
date: Nov. 15th, 2011 07:12 pm (UTC)
Link

Крутотень, чо!

Правда на первой фотке я подумал поначалу что это крепкая комсомолка такая)

Reply | Thread

natalytarn

(no subject)

from: natalytarn
date: Nov. 15th, 2011 08:20 pm (UTC)
Link

пипец нирвану я испытала щас

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 15th, 2011 08:52 pm (UTC)
Link

рада стараться!

Reply | Parent | Thread

sontucio

(no subject)

from: sontucio
date: Nov. 16th, 2011 09:55 am (UTC)
Link

Познавательный пост.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: Nov. 16th, 2011 11:54 am (UTC)
Link

:)

мне сей материал, случайно найденый, самой показался любопытным :))

Reply | Parent | Thread

vladanda

(no subject)

from: vladanda
date: Nov. 17th, 2011 04:36 pm (UTC)
Link

а мне кажется - он не только оружие потерял, но и голову наклонил.

Reply | Thread

Никита Иванович

from: anonymous
date: Feb. 22nd, 2012 11:54 pm (UTC)
Link

Я хочу сказать вам огромное спасибо за то что вы цените прошлое.
Вы написали статью про моего прадеда.
И иже раз огромное вам спасибо.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

Re: Никита Иванович

from: cocomera
date: May. 4th, 2014 09:01 pm (UTC)
Link

ух! только (спустя 2 с лишним года!) увидела коммент. Спасибо и вам!

Reply | Parent | Thread

Мадикен

(no subject)

from: madiken_old
date: May. 5th, 2014 03:14 am (UTC)
Link

Круто! Тань, ты молодец!
Слушай, а в жж не так давно дядька писал про то, что его бабушка, кажется, позировала для гимнастки на той же станции. Вот не найду сейчас. Прямо ожившие скульптуры, так здорово ))))

Reply | Thread